«Разгром немецких войск под Москвой» пошел по всем экранам страны, пошел за рубеж, в Америку, где его признали лучшим фильмом года. А его создатели между тем разъехались по фронтам Великой Отечественной…
Полковник Копалин возглавлял фронтовые киногруппы, мотался в грузовиках по прифронтовым дорогам; ходами сообщений, а то и ползком выходил на передовую, на ротные командные пункты, на тайные позиции разведчиков и снайперов, а оттуда — летел в Москву, на Центральную студию документальных фильмов, где осмыслялись, монтировались и озвучивались кадры, снятые на фронтах. Ни от какой работы отказываться было нельзя. Поэтому стоят в творческой карточке Копалнна и киножурналы «На защиту родной Москвы» и «Новости дня», и юбилейные картины о 25-й, 26-й и 27-й годовщинах Великого Октября, и информационные выпуски, смонтированные из киносъемок союзников — «Великобритания и США в дни войны», и многочисленные короткометражные фильмы о сражениях за Витебск, за Хелм, за Люблин, о вступлении в Восточную Пруссию, в Бухарест… Можно подивиться количеству созданных фильмов, но тот, кто помнит войну, поймет — так работали многие: недосыпая, недоедая, не задумываясь об опасности, не считаясь ни с чем — лишь бы сделать, лишь бы выполнить задание, лишь бы исполнить свой боевой долг.
Но среди повседневной оперативной работы удавалось Копалину создавать и большие полнометражные произведения: фильм «За Родину» обобщал операции наших войск на разных фронтах в 1942 и 1943 годах, а «Суд идет» содержал кинодокументы о первом суде над изменниками Родины, захваченными Советской Армией при освобождении Харьков.
Во всех этих работах, больших и малых, Копалин тесно сотрудничал с фронтовыми операторами, а иногда и с режиссерами. Чувство коллективизма, рожденное еще в вертовском братстве кипоков, было ему всегда присуще. Он ощущал себя членом большого и славного содружества документалистов, ценил и пропагандировал все достижения, все успехи своих коллег. Уже после войны, в большой обзорной статье «С кинокамерой через время» размышляя о делах и проблемах документального кино, Копалин писал о том, как военные операторы «в течение четырех лет, невзирая ни на какие трудности и опасности, день за днем, час за часом фиксировали все этапы исторической битвы… Вот съемки в тылу врага у партизан Белоруссии, сделанные отважными девушками-операторами Машей Суховой и Оттилией Рейзман. В боях с врагом Маша пала смертью храбрых. Вот съемки в Карпатах оператора Бориса Пумпянского. Его тоже нет в &ЯВНХ. Вот вхедят в освобожденную Тирану войска албанской народноосвободительной армии. Это событие снял оператор Муромцев, погибший в боях под Триестом. Вот кадры освобождения Польши, они сделаны молодым оператором Владимиром Сущинским, павшим на подступах к фашистской крепости Бреслау».
Он всегда был склонен высоко оценивать труд друзей, а сам стремился остаться в тени. Это знали и ценили кинематографисты, охотно сотрудничавшие со спокойным, деловитым, опытным и талантливым режиссером.
В содружестве с С. Герасимовым создал Копалин два публицистических фильма о Крымской и Берлинской конференциях руководителей Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании.